Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Старший дошкольный возраст - это пора удивительных открытий. Мир предстает притягивающим разнообразием форм, цветов, запахов, вкусов, звуков. Окружающее обладает множеством явных и скрытых свойств, которые ребенок учится открывать для себя.
У детей 5-6 лет уже относительно сформированы все виды анализаторов, на основе которых продолжают развиваться все виды чувствительности. В этом возрасте чрезвычайно велика роль зрительных ощущений и восприятий.
Восприятие наряду с мышлением, памятью, вниманием, воображением входит в совокупность психических процессов человека.
Восприятия - это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности; ее предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств. Оно является основой мышления и практической деятельности, как взрослого человека, так и ребенка, основой ориентации человека в окружающем мире, в обществе.
Огромное значение для развития восприятия дошкольника играет процесс наблюдения за объектами природы. Это одно из самых интересных, познавательных и увлекающих видов деятельности: глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции у детей дошкольного возраста.
Однако в практической деятельности дошкольных организаций работа по развитию восприятия детей старшего дошкольного возраста в процессе наблюдения за объектами природы зачастую не имеет систематичности и последовательности, целевой направленности.
Цель: рассмотреть эмоционально-образное восприятие природы в процессе организации наблюдения.
Объект исследования - процесс развития у детей 5-6 лет эмоционально-образного восприятия природы.
Предмет исследования - педагогические условия, способствующие развитию у детей 5-6 лет эмоционально-образного восприятия природы в процессе работы с природным материалом.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть исследования проблемы развитие восприятия детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе.
2. Показать наблюдение как основной метод ознакомления с природой.
3. Провести экспериментальную работу по развитию у детей 5-6 лет эмоционально-образного восприятия природы в процессе работы с природным материалом.
Методы исследования:
- теоретический анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования;
- педагогическое наблюдение, беседа, моделирование;
- психолого-педагогический эксперимент: формирующий, констатирующий, контрольный этапы;
- количественный и качественный анализ полученных данных.
База исследования: ДОУ № 29.
Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОБРАЗНОГО ВОСПРИЯТИЯ ПРИРОДЫ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ НАБЛЮДЕНИЯ
1.1. Исследование проблемы развитие восприятия детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе
Дошкольный возрастной период - это важный этап в развитии психики ребенка, который создает фундамент для формирования новых психических образований, что будут развиваться в процессе учебной деятельности. Данный период не какой-то обособленный этап в жизни ребенка, а одна из ступеней в ходе психического развития, взаимосвязанная с другими этапами развития.
К началу этого периода у него сформировались такие познавательные процессы, как ощущения, непроизвольное внимание, активная речь, предметное восприятие. В процессе действия с предметами он накопил опыт, словарный запас, он понимает обращенную к нему речь. Благодаря этим достижениям дошкольник начинает активно осваивать окружающий мир, и в процессе этого освоения формируется восприятие. Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, вниманию, воображению [5, с.36].
В научной и методической литературе существует множество определений восприятия.
Восприятие - это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств [28, с.53].
Восприятие - это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении. Восприятие - не сумма ощущений, получаемых от того или иного предмета, а качественно новая ступень чувственного познания с присущими ей способностями [18, с.62].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авсейкова В.В. Мир природы через наблюдения. - СПб.: Прогресс, 2019. - 280 с.
2. Анцибор М.М. Экологическое воспитание и образование. - М.: Академия, 2018. - 400 с.
3. Арсентьева В.П. Педагогическая диагностика состояния экологического воспитания в ДОУ. - М.: Мозаика - Синтез, 2018. -272 с.
4. Васильева А.И. Учите детей наблюдать природу. - М.: Высшая школа, 2017. - 384 с.
5. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. - М.: Новое знание, 2019. - 304 с.
6. Волосникова Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников. - М.: Просвещение, 2017. - 255 с.
7. Газина О.М. Организация диагностической работы по экологическому образованию в ДОУ. - М.: Педагогика, 2020. - 288 с.
8. Голицына Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. - СПб.: Феникс, 2018. - 217 с.
9. Гульянц Э.К. Что можно сделать из природного материала. - М.: Просвещение, 2018. - 270 с.
10. Демина Т.А. Экология, природопользование, охрана окружающей среды. - М.: Практика, 2018. - 553 с.
11. Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. - М.: Просвещение, 2019. - 240 с.
12. Жукова А. Природа и фантазия. - М.: Просвещение, 2019. - 272 с.
13. Зебзеева В.А. О формах и методах экологического образования дошкольников. - Ярославль: ООО «Академия развития», 2016. -240 с.
14. Зенина Т.Наблюдаем, познаем, любим. - М.: Дашков и К°, 2018. - 172 с.
15. Знакомство детей с природой / Под ред. Е.И. Волковой. - СПб.: Прогресс, 2019. - 280 с.
16. Как знакомить дошкольников с природой / Под ред. П.А. Саморуковой. - М.: Инфра-М, 2019. - 214 с.
17. Каменева Л.А. Мир природы и ребенок. - М.: Практика, 2018. - 553 с.
18. Кряжева Н.А. Развитие эмоционального мира детей. - М.: Риор, 2017. - 592 с.
19. Куприянова Л. Работа по ознакомлению дошкольников с природой. - М.: МОДЭК, 2018. - 464с.
20. Ладутько Л.К. Ребенок познает мир природы. - М.: МарТ, 2018. - 304 с.
21. Лучич М.В. Детям о природе. - М.: ПРИОР, 2020 - 144 с.
22. Матвиенко Н.Н. Экскурсия как форма обучения детей дошкольного возраста. - Томск: ТПУ, 2017. - 112 с.
23. Молодова А.П. Игровые экологические занятия с детьми. - СПб Питер, 2017. - 192 с.
24. Мотыгуллина Г. Создание экологической развивающей среды. - М.: Высшая школа, 2017. - 384 с.
25. Панфилова Т.Ф. Работа с природным материалом. - М.: Знание, 2018. - 460 с.
26. Саморукова П.Г. Как знакомить дошкольников с природой. - М.: ВНИИДАД, 2019. - 390 с.
27. Сухова Н.А. Наблюдения - особая форма познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста. - Ростов н/Д.: Март, 2018. - 271 с.
28. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М.: ТК Велби, 2020. - 388 с.
29. Фокина В.Г. Экологическое воспитание. - М.: Апрель-Пресс, 2017. - 512с.
30. Хабибуллина Е.Я. Инновационная экологическая деятельность в ДОУ. - М.: Прима, 2019. - 322 с.